Всероссийская акция

Просветительско-профилактическая деятельность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ДОУ в рамках всероссийской акции «Месяц безопасного интернет»

В рамках акции «Месяц безопасного интернета» на базе МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства» (ул.Бондаренко, д.25) проводилась просветительско-профилактическая работа среди воспитателей, воспитанников и родителей.

Цель акции: формирование экологичного и безопасного использования информации с помощью средств ИКТ среди дошкольников и их семей.

Задачи: организовать и провести комплексное занятие среди воспитанников по профилактике компьютерной зависимости; провести социологический опрос о безопасном использовании ИКТ в семье; оформить информационные стенды и буклеты для родителей и воспитателей; провести анализ проведенной работы.

Проведенные мероприятия:

1.     Анкетирование родителей воспитанников ДОУ с целью определения роли средств ИКТ в жизни дошкольников 07.03. – 14.03.2017 г.

2.     Открытое занятие педагога-психолога в подготовительной группе по профилактике компьютерной зависимости 17.03. 2017 г.

3.     Размещение информации по результатам социологического опроса на информационных стендах, а также рекомендации в виде консультаций и памяток для родителей по здоровому использованию средств ИКТ детьми.

На первом этапе был проведен социологический опрос по анкете «Ребенок и компьютер». В исследовании приняло участие 78 родителей из всех возрастных групп. Результаты социологического опроса показали, что:

1.     Большинство детей (39,7%) используют средства ИКТ (компьютер, ноутбук, планшет или телефон) 2-3 раза в неделю, треть воспитанников (32,1%) – ежедневно;

2.     43,6% детей придерживаются рекомендованной возрастной нормы использования средств ИКТ, которая составляет до 15-20 мин:

·        не пользуются 16,7%,

·        до 10 минут используют ИКТ 5,1%,

·        10-30 мин используют ИКТ 21,8% дошкольников.

3.     Большинство детей превышают рекомендуемые нормы использования средств ИКТ:

·        26,9% детей проводят за средством ИКТ от 30 мин до 1 часа в день,

·        16,7% воспитанников - 1 – 2 часа,

·        14,1% дошкольников - 2 – 3 часа;

4.     Дошкольники используют ИКТ в первую очередь для развлечений:

·        смотрят мультфильмы и развлекательные видеоролики (59%),

·        играют в игры (30,8%),

·        слушают музыку (20,5%);

·        лишь треть детей (35,9%) – для развития;

5.     Большинство опрошенных родителей (88,5%) осведомлены о том, что компьютер влияет на здоровье, отмечая при этом следующие негативные воздействия:

·        портит зрение – 38,5% респондентов;

·        влияет на психику/ психологическое развитие - 30,8% респондентов;

·        вызывает нарушения поведения и перенапряжение нервной системы (примеры ответы: «нарушение поведения»: непослушание; грубеет; повышение возбудимости) – 21,8% респондентов;

·        вызывает зависимость (примеры ответов: чаще детям становится все неинтересно, они замыкаются, ведут себя неадекватно; ребенок забывает о реальном мире; отрыв от живого мира, уход от реальности, зависимость с отказом от тактильных и вербальных игр) – 11,5% респондентов;

·        отрицательно влияет – 10,3% респондентов;

·        ухудшает физическое развитие – 3,8% респондентов.

6.     Знают правила работы дошкольника за компьютером 59% родителей, а постоянно соблюдают 33,3% опрошенных.

Таким образом, большинство семей знают правила работы за компьютером, предполагают возможные отрицательные последствия длительного использования ИКТ для дошкольника, однако не соблюдают рекомендуемых норм и правил, не обучают своих детей здоровому использованию компьютера и альтернативным способам экологичного проведения досуга. Впоследствии у дошкольников могут складываться такие негативные последствия, как: чрезмерное перенапряжение нервной системы, агрессия, импульсивность, раздражительность, быстрая истощаемость; компьютерная зависимость с уходом от реальных обязанностей и доступного уровня ответственности в виртуальный мир; обесценивание и искажение восприятия реальной жизни; ухудшение состояния здоровья (зрения, осанки, общего физического состояния).

Обобщенные результаты социологического опроса родителей были размещены на информационных стендах групп. Для родителей были подготовлены памятки-буклеты «Компьютерные игры: вред или польза», содержащие краткую характеристику компьютерных игр, описание положительных и отрицательных сторон использования ИКТ дошкольниками, правила использования ИКТ и зрительную гимнастику в виде игры-разминки.

Результаты социологического исследования послужили основой для проведения психопрофилактического занятия с дошкольниками по теме «Жизнь компьютерная и реальная».

Основная цель: профилактика компьютерной зависимости среди детей старшего дошкольного возраста, формирование оценочного отношения к компьютерным играм.

Основные задачи: формировать умение критично относиться к информации, предлагаемой в компьютерных играх; развивать навыки здорового использования ИКТ; развивать навыки анализа и оценки предложенной информации (с опорой на актуализирующий видеосюжет, зрительные образы – карточки и проблемные вопросы).

Открытое занятие имело групповую форму с использованием ритуалов приветствия и прощания, отработкой навыков эмпатии, рефлексии и самопринятия, использованием цветотерапии для оценки собственного психоэмоционального состояния детьми (задание «Дерево настроений»). В занятие был включен проблемный мультипликационный сюжет, который был представлен с помощью средств ИКТ, были использования иллюстрации сюжетные примеры организации здорового досуга; дополнительно были проведены игры и упражнения на развитие произвольности внимания, графомоторных навыков, памяти, речи (корректурная проба, игра «Овощи или фрукты», графический диктант). Занятие проводилось с опорой на здоровьесберегающие технологии и включало: пальчиковую и зрительную гимнастики, физминутку, смены видов активности. Задания были организованы в виде игр с опорой на зрительный образец и пример.

В результате проведенного занятия дети узнали правила поведения за компьютером, получили навыки оценки вреда и пользы от компьютерных игр, научились находить полезные и здоровые способы свободного времяпрепровождения, узнали о преимуществах настоящей жизни в противовес виртуальной.  Также воспитанники научились выполнять зрительную гимнастику, направленную на профилактику ухудшения зрения.

В целом занятие прошло динамично, воспитанники активно включались в беседу и обсуждение проблемных вопросов, сохраняли темп деятельности и интерес к содержанию на протяжении всего занятия.

Таким образом, цель занятия была достигнута, а задачи реализованы.

Выводы:

В результате комплекса проведенных мероприятий цель просветительско-профилактической работы достигнута, а задачи реализованы.

Однако наибольшая эффективность просветительско-профилактической работы в период дошкольного детства может быть достигнута лишь при систематической и регулярной работе среди воспитанников, родителей и воспитателей ДОУ.

Педагог-психолог Александрова М.О.

МБДОУ ЦРР № 5, Бондаренко, 25

Участница конкурса «Профессионал 2012» , номинации  «Педагог-психолог» (г. Тулы)      2 МЕСТО

 


Аналитическая справка
Компьютерные игры. Вред или польза
Конспект открытого занятия
Презентация "Безопасное использование ИКТ"
 

 

Полезные ссылки

Министерство просвещения Российской Федерации

Управление образования администрации г. Тулы

Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тульской области

Российское образование. Федеральный портал

Министерство образования Тульской области

Портал "Регионы России"

Горячая линия

"РОСКОМНАДЗОР"

"ГосУслуги"

"Портал bus.gov.ru"