Всероссийская акция
Просветительско-профилактическая деятельность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ДОУ в рамках всероссийской акции «Месяц безопасного интернет»
В рамках акции «Месяц безопасного интернета» на базе МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства» (ул.Бондаренко, д.25) проводилась просветительско-профилактическая работа среди воспитателей, воспитанников и родителей.
Цель акции: формирование экологичного и безопасного использования информации с помощью средств ИКТ среди дошкольников и их семей.
Задачи: организовать и провести комплексное занятие среди воспитанников по профилактике компьютерной зависимости; провести социологический опрос о безопасном использовании ИКТ в семье; оформить информационные стенды и буклеты для родителей и воспитателей; провести анализ проведенной работы.
Проведенные мероприятия:
1. Анкетирование родителей воспитанников ДОУ с целью определения роли средств ИКТ в жизни дошкольников 07.03. – 14.03.2017 г.
2. Открытое занятие педагога-психолога в подготовительной группе по профилактике компьютерной зависимости 17.03. 2017 г.
3. Размещение информации по результатам социологического опроса на информационных стендах, а также рекомендации в виде консультаций и памяток для родителей по здоровому использованию средств ИКТ детьми.
На первом этапе был проведен социологический опрос по анкете «Ребенок и компьютер». В исследовании приняло участие 78 родителей из всех возрастных групп. Результаты социологического опроса показали, что:
1. Большинство детей (39,7%) используют средства ИКТ (компьютер, ноутбук, планшет или телефон) 2-3 раза в неделю, треть воспитанников (32,1%) – ежедневно;
2. 43,6% детей придерживаются рекомендованной возрастной нормы использования средств ИКТ, которая составляет до 15-20 мин:
· не пользуются 16,7%,
· до 10 минут используют ИКТ 5,1%,
· 10-30 мин используют ИКТ 21,8% дошкольников.
3. Большинство детей превышают рекомендуемые нормы использования средств ИКТ:
· 26,9% детей проводят за средством ИКТ от 30 мин до 1 часа в день,
· 16,7% воспитанников - 1 – 2 часа,
· 14,1% дошкольников - 2 – 3 часа;
4. Дошкольники используют ИКТ в первую очередь для развлечений:
· смотрят мультфильмы и развлекательные видеоролики (59%),
· играют в игры (30,8%),
· слушают музыку (20,5%);
· лишь треть детей (35,9%) – для развития;
5. Большинство опрошенных родителей (88,5%) осведомлены о том, что компьютер влияет на здоровье, отмечая при этом следующие негативные воздействия:
· портит зрение – 38,5% респондентов;
· влияет на психику/ психологическое развитие - 30,8% респондентов;
· вызывает нарушения поведения и перенапряжение нервной системы (примеры ответы: «нарушение поведения»: непослушание; грубеет; повышение возбудимости) – 21,8% респондентов;
· вызывает зависимость (примеры ответов: чаще детям становится все неинтересно, они замыкаются, ведут себя неадекватно; ребенок забывает о реальном мире; отрыв от живого мира, уход от реальности, зависимость с отказом от тактильных и вербальных игр) – 11,5% респондентов;
· отрицательно влияет – 10,3% респондентов;
· ухудшает физическое развитие – 3,8% респондентов.
6. Знают правила работы дошкольника за компьютером 59% родителей, а постоянно соблюдают 33,3% опрошенных.
Таким образом, большинство семей знают правила работы за компьютером, предполагают возможные отрицательные последствия длительного использования ИКТ для дошкольника, однако не соблюдают рекомендуемых норм и правил, не обучают своих детей здоровому использованию компьютера и альтернативным способам экологичного проведения досуга. Впоследствии у дошкольников могут складываться такие негативные последствия, как: чрезмерное перенапряжение нервной системы, агрессия, импульсивность, раздражительность, быстрая истощаемость; компьютерная зависимость с уходом от реальных обязанностей и доступного уровня ответственности в виртуальный мир; обесценивание и искажение восприятия реальной жизни; ухудшение состояния здоровья (зрения, осанки, общего физического состояния).
Обобщенные результаты социологического опроса родителей были размещены на информационных стендах групп. Для родителей были подготовлены памятки-буклеты «Компьютерные игры: вред или польза», содержащие краткую характеристику компьютерных игр, описание положительных и отрицательных сторон использования ИКТ дошкольниками, правила использования ИКТ и зрительную гимнастику в виде игры-разминки.
Результаты социологического исследования послужили основой для проведения психопрофилактического занятия с дошкольниками по теме «Жизнь компьютерная и реальная».
Основная цель: профилактика компьютерной зависимости среди детей старшего дошкольного возраста, формирование оценочного отношения к компьютерным играм.
Основные задачи: формировать умение критично относиться к информации, предлагаемой в компьютерных играх; развивать навыки здорового использования ИКТ; развивать навыки анализа и оценки предложенной информации (с опорой на актуализирующий видеосюжет, зрительные образы – карточки и проблемные вопросы).
Открытое занятие имело групповую форму с использованием ритуалов приветствия и прощания, отработкой навыков эмпатии, рефлексии и самопринятия, использованием цветотерапии для оценки собственного психоэмоционального состояния детьми (задание «Дерево настроений»). В занятие был включен проблемный мультипликационный сюжет, который был представлен с помощью средств ИКТ, были использования иллюстрации сюжетные примеры организации здорового досуга; дополнительно были проведены игры и упражнения на развитие произвольности внимания, графомоторных навыков, памяти, речи (корректурная проба, игра «Овощи или фрукты», графический диктант). Занятие проводилось с опорой на здоровьесберегающие технологии и включало: пальчиковую и зрительную гимнастики, физминутку, смены видов активности. Задания были организованы в виде игр с опорой на зрительный образец и пример.
В результате проведенного занятия дети узнали правила поведения за компьютером, получили навыки оценки вреда и пользы от компьютерных игр, научились находить полезные и здоровые способы свободного времяпрепровождения, узнали о преимуществах настоящей жизни в противовес виртуальной. Также воспитанники научились выполнять зрительную гимнастику, направленную на профилактику ухудшения зрения.
В целом занятие прошло динамично, воспитанники активно включались в беседу и обсуждение проблемных вопросов, сохраняли темп деятельности и интерес к содержанию на протяжении всего занятия.
Таким образом, цель занятия была достигнута, а задачи реализованы.
Выводы:
В результате комплекса проведенных мероприятий цель просветительско-профилактической работы достигнута, а задачи реализованы.
Однако наибольшая эффективность просветительско-профилактической работы в период дошкольного детства может быть достигнута лишь при систематической и регулярной работе среди воспитанников, родителей и воспитателей ДОУ.
Педагог-психолог Александрова М.О.
МБДОУ ЦРР № 5, Бондаренко, 25
Участница конкурса «Профессионал 2012» , номинации «Педагог-психолог» (г. Тулы) 2 МЕСТО
Аналитическая справка |
|
Компьютерные игры. Вред или польза | |
Конспект открытого занятия | |
Презентация "Безопасное использование ИКТ" |